Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Прокуратура США начнет расследование фальсификаций на выборах 2020 года
Политика
Права на досрочную пенсию сотрудников МЧС могут уравнять
Политика
Для участников СВО хотят установить единые социальные льготы
Общество
ЕДДС предупредила жителей Краснодара о задымлении воздуха в городе
Происшествия
В Белгороде 18-летний мужчина получил минно-взрывную травму
Происшествия
В Белгородской области в результате атаки ВСУ ранены два мирных жителя
Армия
Гвардии рядовой Андрей Никитин отразил атаку ВСУ на позиции ВС РФ
Происшествия
В башкирском селе Габдюково подтоплено 15 домов из-за затора на реке
Экономика
Россиянам списали впятеро больше долгов без суда в 2024 году
Мир
Трамп пригрозил Ирану последствиями за каждый выстрел хуситов
Экономика
Курс рубля начнет слабеть после 80 за доллар
Мир
Пентагон подтвердил возобновление обмена данными разведки с Украиной
Мир
Трамп отменил минимальную зарплату в размере $17,75 для федеральных подрядчиков
Мир
SANA сообщило о гибели двух человек из-за авиаударов Израиля на юге Сирии
Мир
Парагвай и РФ запустят обмены между деловыми кругами
Мир
Делегаты ДРК вопреки отказу повстанцев посетят переговоры с движением M23
Экономика
Власти потратили на обслуживание госдолга рекордные 2 трлн

Минкультуры сократит поддержку игровых кинопроектов

В 2017 году субсидию получит около 40 фильмов, в то время как год назад их было 72
246
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Выделить главное
Вкл
Выкл

Министерство культуры сократит поддержку игровых кинопроектов. Как сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства, финансирование будет предусмотрено примерно для 40 игровых фильмов, что почти в два раза меньше, чем годом ранее. А кроме того, теперь — в соответствии с новым соглашением между Минкультуры и Фондом кино — ужесточены и сами правила распределения господдержки.

Кроме того, в 1,5 раза снизилась максимальная планка субсидии на дебютное кино. Теперь в этом слоте можно получить не 25 млн, как было раньше, а только 15 млн. Поддержку авторских и детских фильмов решено сохранить на том же уровне. Сколько же всего в этом году ведомство потратит на кинопроизводство, пока неизвестно.

― На данный момент общий уровень поддержки мы не разглашаем. Эти данные будут доступны на официальном сайте ведомства по итогам питчингов, ― пояснили в Минкультуры.

В последние годы общий объем поддержки кинематографа неуклонно снижался, чуть замедлив падение в Год российского кино. Если в 2013 году Минкультуры выделило на кино и анимацию более 3 млрд рублей, то в 2014 году ― уже 2,9 млрд, в 2015-м ― 1,92, а в прошлом году, 2016-м, ― 1,97. Фонд кино, который занимается поддержкой коммерческого кино, распределит в этом году 3 млрд рублей.

Изменения коснулись не только количественных показателей. У министерства появились содержательные требования к авторским фильмам. Ведомство четко обрисовало темы, по которым принимаются заявки по этому слоту. Это экранизации классики, военно-исторические фильмы, фильмы о борьбе с преступностью, террором и экстремизмом, «фильмы об истории успеха, способные вдохновить» и «фильмы социально-нравственной проблематики».

Большую роль, отмечают в ведомстве, теперь будет играть и зрительский потенциал. В этом году «для совершенствования экспертизы проектов авторского сегмента» в состав экспертных советов игровых фильмов приглашены прокатчики (Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing, «Люксор» и др.), представители всех крупных киносетей («Формула кино», «Каро», «Киномакс» и др.), отраслевого объединения кинотеатров НП «Киноальянс», а также столичного кинотеатра «Пионер», который специализируется на фестивальном кино, и крупного онлайн-кинотеатра TVzavr.

Однако прокатные перспективы не станут решающим аргументом при распределении субсидий.

― Зрительский потенциал ― безусловно, один из важных критериев, но он не является единственным или определяющим, ― заявили в пресс-службе.

Тем не менее, эксперты опасаются, что теперь зрительское кино будет всё больше вытеснять авторское. По новому соглашению с министерством, у Фонда кино появился минимальный порог кассового потенциала. Если эксперты фонда оценят бокс-офис проекта ниже этой планки, заявка автоматически отклоняется. Для компаний-лидеров этот порог составил 250 млн рублей, для иных компаний ― 150 млн рублей. Все, не прошедшие отбор в Фонде кино, могут попытать счастье в Министерстве культуры РФ.

― Мы считаем спорным это нововведение, ― подчеркнул в беседе с «Известиями» глава Гильдии продюсеров кино и ТВ (АПКиТ) Сергей Сельянов. ― Во-первых, лидеры лишаются возможности снимать качественные комедии, хорроры, другие относительно малобюджетные жанры. Ориентация лидеров на крупные проекты ― это искусственное сужение их возможностей. Во-вторых, снижаются шансы на господдержку авторского кино. Нет ничего плохого, когда министерство поддерживает несколько зрительских, но высокохудожественных фильмов, если денег много. Но когда средств мало, нужно четче расставлять приоритеты. В авторском кино важнее художественное качество и поиски нового киноязыка, а не касса.

Руководитель отдела аналитики «Бюллетеня кинопрокатчика» Андрей Белый, в свою очередь, считает реформу фонда закономерной.

― Пока трудно судить, как изменится ситуация. Думаю, и продюсеры еще не выработали стратегию, но суть этой реформы для меня понятна и логична, ― считает эксперт. ― Фонд работает на кассовое кино, а прокату как раз не хватает отечественных фильмов-событий. Как-то несерьезно поддерживать коммерческие фильмы, которые затем собирают меньше 10 миллионов. Сейчас напрашивается такой вопрос: кто будет «виноват», если фильм получит господдержку, но соберет меньше 250 миллионов: продюсеры, провалившие маркетинг, или эксперты, неправильно оценившие фильм?

Помимо авторского кино при нынешней конфигурации господдержки серьезнее всего пострадает такой набирающий силу жанр, как фильмы ужасов, считают эксперты. В 2016–2017 годах в прокат вышло шесть отечественных хорроров, из которых только один — «Невеста» Святослава Подгаевского — смог заработать больше 150 млн.

Почти все они сняты при поддержке Фонда кино и вряд ли смогут претендовать на субсидии Минкультуры. За последние годы ведомство поддержало только один проект этого жанра ― полнометражный дебют Надежды Михалковой «Проигранное место», который еще находится в производстве.

Всего же, по данным «Бюллетеня кинопрокатчика», из 162 российских релизов 2016 года только 21, считая четыре мультфильма, смог собрать в прокате больше 150 млн рублей (в России и СНГ). Из них 14 ― больше 250 млн. И это самый высокий показатель в истории современного отечественного проката. В предыдущие годы этот рубеж покоряло не более 15–16 релизов в год.

По словам генпродюсера компании «Марс Медиа Энтертейнмент» Рубена Дишдишяна, «здоровому рынку требуются как фильмы-события, так и среднебюджетные разножанровые проекты».

― Без первых сложно поднять долю российского кино, вторые нужны для освоения новых жанров, конкуренции, ― считает гендиректор. ― Кроме фильмов-событий есть сегмент средних картин, которые собирают от 150 до 400 миллионов рублей, а есть сегмент маленьких картин, которые собирают до 50 миллионов. За счет этого разнообразия развивается индустрия. Важно, чтобы она двигалась вперед, чтобы было 20–30 картин в год, способных стать событием каждое в своем сегменте.

Новое соглашение между Минкультуры и Фондом кино, подписанное 21 апреля, ужесточило правила распределения господдержки. В фонд больше не принимаются проекты с небольшим кассовым потенциалом. Кроме того, за каждые 100 рублей безвозвратной поддержки компании-лидеры обязуются привести в кинотеатр одного зрителя.

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением